241021, г. Брянск,
ул. Пушкина, д. 23.
school33_br@mail.ru
(4832) 26-03-02
(4832) 26-15-62

школа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33

имени М. А. Титовой» г. Брянска

http://сош33.рф/

http://сош33.рф/

 

Основные сведения о школе

Психологическая помощь при подготовке и сдаче экзаменов

Технология психологической подготовки выпускников перед сдачей ЕГЭ

      Экзаменационный стресс – это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога забирает очень много ресурсов. Чем больше ребёнок тревожится, тем меньше сил у него остаётся на учебную деятельность.
Очевидно, что учащимся необходима  квалифицированная помощь.
Существуют соответствующие психотехнические навыки, повышающие эффективность психологической подготовки к экзаменам. Они не только позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т. п. Основную часть подготовительной работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачётов, при написании контрольных и в других случаях, не столь эмоционально напряжённых, как собственно выпускные экзамены. Однако отдельные советы психолог может дать накануне или даже непосредственно перед экзаменационным испытанием.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ ПРИ СДАЧЕ ЕГЭ

Цель:
поддержание активного рабочего состояния  и повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

  • снятие эмоционального и физического напряжения до волевой мобилизации;
  • снижение уровня значимости оценки

 Основные методы работы: беседа; мини-тренинги.

Общие принципы групповой беседы с учащимися.

     Прежде всего,  очень важно предоставить достаточно информации о том, что такое единой государственный экзамен, уделив особое внимание его позитивным сторонам. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, можно провести работу, направленную на её субъективное снижение. Для этого полезным будет выяснение тех убеждений, которыми руководствуются учащиеся: «Что самое страшное может случиться, если оценка ЕГЭ будет низкой? Какие преимущества даст высокий балл ЕГЭ? Какие вы видите альтернативы при неуспешной сдаче экзамена? Что для вас «быть не на высоте?» Какие ситуации на экзамене для вас могут быть стрессовыми и ваши способы действия при этом?». Психолог в этом случае выступает в роли эксперта, помогающего оценить обоснованность и правдоподобность тех фантазий, страхов и опасений, которыми выпускники делятся. Такую работу можно проводить в режиме «мозгового штурма» или дискуссии. Таким образом,  даётся установка на то, что в случае неудачи на экзамене, всегда существует ряд запасных вариантов (поступление в другой ВУЗ, колледж, курсы по выбранной им специальности или поиск рабочего места в интересующей его профессиональной деятельности, что имеет особое значение для близкого знакомства с профессией). Помогая выпускнику осознать, что оценка ЕГЭ не имеет фатального значения, мы тем самым способствуем их большей  уверенности.
     Страхи, связанные с самой процедурой экзамена можно преодолеть проигрыванием процедуры ЕГЭ, причём в юмористической форме. Комическое представление пугающей ситуации, сочинение комических вопросов, юмористические задания в тестовом оформлении. Всё это способствует снижению у детей напряжения и тревоги.
     Ещё одним направлением работы, помогающим избежать предэкзаменационного  или постэкзаменационного стресса, является уменьшение психофизической составляющей стресса, его вегетативных и телесных проявлений. Здесь очень хорошо помогает дыхательная гимнастика. Например, методика «подсчитывающее дыхание». Заключается она в подсчитывании своих вдохов и выдохов. Для этого надо сосредоточиться на самом процессе дыхания, почувствовать, как воздух входит и выходит, и начать считать количество вдохов и выдохов.
Вдох: один, выдох: два. Вдох: три, выдох: четыре. Таким образом нужно досчитать до ста. И так минимум три раза. Самое важное в этой гимнастике: не контролировать специально своё  дыхание, а дышать произвольно. Так как этот метод не требует никаких особых условий и не заметен для окружающих, им можно пользоваться в любую минуту, и до и во время экзамена. 
     В состоянии стресса или волнения  80% времени мы посвящаем переживаниям и только 20% - исправлению ситуации, хотя надо наоборот. Желательно сразу начать действовать. Это поможет снизить стресс за счёт концентрации внимания не на переживании, а на исправлении ситуации.

Техникой, позволяющей начать действовать в ситуации стресса, является метод прогнозирования, основанный на расчленении общей цели на конкретные задачи. Это делать лучше графически, разместив общую цель в нижней части листа. От неё рисуется несколько лучей, соответствующих конкретным шагам (подцелям), необходимых для достижения этой цели и т. д. Когда мы определим, что мы можем сделать в конкретный промежуток времени, надо сразу же приступать к реализации. Тогда не будет времени на непродуктивные негативные переживания.

Мини-тренинг перед экзаменом

Упражнение «Мышечная  релаксация».
 Время проведения: 10 минут.
 Цель: снятие  нервно-мышечного напряжения.

Инструкция:

  • Сядьте удобно, не скрещивая ног, ступни на полу.
  • Вытяните пальцы стоп вперёд, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10 секунд, затем мгновенно расслабьтесь. Сосредоточьтесь на приятном чувстве расслабления после снятия напряжения. Повторите 3-5 раз.
  • Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы ног вверх, напрягая мышцы ступней и голеней. Выде6ржите так 10 секунд, а затем на 10 секунд расслабьтесь. Повторите 3 –5 раз. Попытайтесь почувствовать приятные ощущения от расслабления.
  • Поднимите ноги сантиметров 10 над полом, отгибая пальцы ног к себе. Теперь напряжены мышцы бедра. Оставайтесь в таком положении 10 секунд, а затем расслабьтесь, позволяя ногам упасть. Повторите 3 –5 раз. Ваши ступни, голени и бёдра должны согреваться при расслаблении, и вы испытаете приятные ощущения.
  • То же самое проделайте по очереди с мышцами рук, живота и мышц лица.
Упражнение «Мысленная  картина» 
       Время проведения: 10 минут.
       Цель: визуализация для  достижения нервно-мышечного расслабления и восстановление дыхания.

Инструкция:

  • Сядьте поудобнее, не напрягая мышц. Не скрещивайте руки, ноги или кисти рук. Отдыхайте, дайте вашему телу расслабиться. Закройте глаза.
  • Глубоко вдохните, втягивая воздух постепенно через нос, представляя, что этот воздух светится или блестит как свет или стекло, хрусталь. Представьте, как этот вдыхаемый воздух входит в вас глубже и глубже и, идёт по всему телу, и по мере  прохождения его цвет постепенно меняется 
  • Выдыхайте плавно через нос, пока полностью лёгкие не освободятся, представляя, что цвет воздуха выходит тёмно-серый, грязный, и вместе с ним выходят ваши страхи, тревога и напряжение.

-    Вы заметите, что, выходя наружу, воздух становится всё светлее и чище. Продолжайте наблюдать за своим дыханием,  пока выдыхаемый воздух в вашем воображении не очистится и не станет таким же прозрачным и чистым, как вдыхаемый.

      Упражнение «Массируем руки» 
       Время проведения 5  минут.       
       Цель: стимуляция  познавательных способностей.

Инструкция:
Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. -  ----  Потом поменяем руки.
-  Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец.
-  Затем то же самое другой рукой.

      Упражнение «Частица»
       Время проведения 5 минут.
       Цель: найти ресурсное  состояние.

Инструкция:

« Закроите глаза. Представьте, что в самом центре вашего существа  есть маленькая частица, которая очень-очень спокойна и счастлива, не затронутая никакими тревогами, заботами о будущем, пребывает она в полном мире,  силе и счастье. До неё нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. И, если вы пожелаете, её можно представить.… Представьте свою частицу спокойствия, уверенности, умиротворения.… И теперь, через какие трудности и испытания вам не пришлось бы пройти, помните, что внутри вас есть частица, она с вами и даст вам больше уверенности, спокойствия и сил. Скажите себе мысленно: «Я спокоен, я готов, я собран, я уверен в успехе!» Сожмите кисти в кулаки, отройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох ».

После экзамена

Индивидуально: для снятия  постэкзаменационного стресса (если подросток чувствует, что неудачно сдал  экзамен)    
 Беседа, направленная на:    проживание чувств, негативных эмоций;    нахождение ресурсов.    Упражнение «Ресурсная карта».  
 Необходим дополнительный материал: лист бумаги А 4, камушки разного размера и  формы, ракушки, бусинки, ленточки, картиночки и т. п.    
 Время проведения 20 – 30 минут.    
 Цель: достичь ресурсного  состояния. 

Инструкция:
   -  Выбери из многообразия этих предметов тот, который для тебя наиболее приятный. Помести его на лист туда, где тебе нравится. Назови его. Какие чувства он у тебя вызывает?
    - Теперь найди предмет, который забирает у тебя ресурсы. Помести его на лист и подпиши, что это может быть. Что ты чувствуешь?
   -  Посмотри, что возле чего лежит. Найди предмет, который даст то, чего тебе не хватает. Помести его на лист. Подпиши его. Что рядом, с чем лежит?
 - Какие чувства это у тебя вызывает? 
В процессе беседы психолог помогает акцентировать внимание на ресурсных, помогающих образах и действиях ребёнка, наполняя его, таким образом,  энергией и силой.

На главную страницу

И. о. директора школы
Ермикова Надежда Михайловна


ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОКУМЕНТЫ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

РУКОВОДСТВО. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ (НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ) СОСТАВ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СТИПЕНДИИ И ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВАКАНТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРИЕМА (ПЕРЕВОДА)

учредительные документы

премия
М. А. Титовой

прием в школу

история школы

архив новостей

фоторепортажи

профилактика
детского
дорожно-транспортного травматизма

СМИ о нас

Сообщество учащихся

школьная республика

младшие школьники

школа дошколят "Родничок"

научное общество "Поиск"

наши достижения

Сообщество учителей

методические объединения

временные творческие группы

социально-психологическая служба

методическая копилка

Сообщество родителей

формы работы с родителями

Психолог

подготовка ребенка к школе

подготовка к экзаменам

лекторий

Интернет-ресурсы

публикации наших учителей

рекомендуем посетить

 

Обратная связь

обратная связь
 
 
 
 
 
 

 

 

© 2007-2017 Все права защищены. При копировании обязательна ссылка на сайт.