241021, г. Брянск,
ул. Пушкина, д. 23.
school33_br@mail.ru
(4832) 26-03-02
(4832) 26-15-62

школа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33

имени М. А. Титовой» г. Брянска

http://сош33.рф/

http://сош33.рф/

 

Основные сведения о школе

РЕЦЕПТ УСПЕХА
Психологическая помощь при подготовке и сдаче экзаменов
(Материалы к радиопередачам)

Заканчивается учебный год. Многие с нетерпением ожидают лета, предвкушая беззаботные теплые деньки, отдых и развлечения. Но для старшеклассников наступает, пожалуй, самая напряженная пора. Ведь впереди экзамены, от которых так много зависит. В юности опыт серьезных жизненных испытаний еще невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены подчас превращаются в пытку, и приносят настоящие страдания. А можно ли преодолеть этот рубеж без чрезмерного напряжения, страхов и слез? Опытные психологи убеждены, что это вполне возможно. Эти советы адресо­ваны, главным образом, ученикам и их родителям. Школьный психолог поступит правильно и дальновидно, если, руководствуясь своим опы­том и этим материалом, сумеет заблаговременно довести до сведе­ния старшеклассников и родителей соответствующие рекомендации.

С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
Теоретически экзамен представляет собой вспомогательную оце­ночную процедуру в учебном процессе. Сам по себе он ничего не при­бавляет к знаниям учащихся. Но весь учебный процесс в старших клас­сах оказывается сориентирован на этот решающий рубеж. Само усвое­ние материала подчиняется требованию воспроизвести его на экзамене. Это облегчает итоговое испытание, поскольку целенаправленная подго­товка к нему осуществляется заблаговременно и поэтапно. Однако в подростковом и юношеском возрасте отдаленное планирование еще представляет для человека почти невыполнимую задачу. Большинство школьников не воспринимают экзамены всерьез, пока те не замаячат в ближайшей перспективе. Поэтому львиная доля подготовки, как прави­ло, приходится на последние недели и дни. А это создает исключитель­ное напряжение, причем троякого рода.
Во-первых, успешное прохождение испытания требует владения большим объемом знаний, который, еще незадолго до экзамена, пред­ставлен в сознании большинства учеников, недостаточно полно и систематизировано. Поэтому на завершающем (а, по сути, - главном) этапе подготовки требуется интенсивное освоение огромного материала. Од­нако человеческий мозг способен в ограниченное время воспринять лишь определенный объем информации. С помощью волевого усилия, возможно, немного расширить эти рамки, но это связано с большим на­пряжением. Поэтому интенсивное «накачивание» информации и ее правильное воспроизведение на экзамене - серьезная интеллектуальная задача, связанная с большой нагрузкой на мозг.
Во-вторых, сама по себе процедура испытания и оценки связана с глубокими эмоциональными переживаниями. Неопределенность резуль­тата на этапе, подготовки порождает опасения, тревогу и неуверенность – так называемый экзаменационный стресс. Педагоги знают, что неред­ко ученик волнуется так сильно, что это просто мешает ему пройти ис­пытание на уровне своих знаний и способностей.
В третьих, не секрет, что успех зависит не только от знаний, но и от всего мироощущения ученика, его отношения к учебе и к самой экзаме­национной процедуре. Поэтому мотивационно-волевая готовность оказывается не менее важна, чем интеллектуальная и эмоциональная.
Как же достичь такой комплексной готовности? Одни ребята с голо­вой уходят в подготовку, с утра до ночи просиживают над учебниками, подпитывая свой измученный мозг крепким кофе. Другие, наоборот, стараются максимально отвлечься, полагаясь на ранее усвоенные знания и на везение. И те, и другие, как правило, на экзаменах не блещут. Легче всего даются экзамены тем, кто избирает третий вариант подготовки, основанный на здравом смысле и рекомендуемый психологами.

ПОСМЕЕМСЯ НАД СТРЕССОМ
Начать следует с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни.
Известно, что люди делятся на «жаворонков» и «сов» и их умствен­ная продуктивность различна в разное время суток. Родителям ученики и ему самому надо разобраться, к какому типу он принадлежит. Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же ученик – скорее «сова», то усаживаться за учебник в ранний час нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий
ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.
В экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются на нарушение сна. Оно связано с сильным волнением и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных пилюль и таблеток, но это опасный путь. Всякое успокоительное средство - даже безобид­ная валерьянка - оказывает тормозящее действие на нервную систему, ученик, «опившийся» перед экзаменом валерьянки, рискует не вспом­нить даже то, что прочитал накануне. А в качестве снотворного, если в том есть необходимость, лучше всего использовать древнейшее сред­ство - мед, который к тому же прекрасно питает мозг.
Питание молодого организма в это время, как и в любое другое, должно просто быть регулярным и полноценным (то есть достаточно ка­лорийным и витаминизированным). Не следует увлекаться таким попу­лярным стимулом, как кофе. Тому, кто с чашечки кофе привык начинать свой день, оно действительно полезно. А вот большие дозы, да еще с непривычки, могут вызвать запредельное возбуждение либо, наоборот, вогнать в депрессию.
Чрезвычайно полезно чередовать умственную активность с неболь­шой физической нагрузкой, например, для разрядки поиграть в волей­бол или бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах, либо просто погулять. Посвященный этому час может принести больше поль­зы, чем лишний час занятий при многочасовом сидении за учебниками. Кто-то, наверное, сочтет, что для полноценной разрядки совсем здорово было бы сходить, например, на дискотеку. Но такое времяпрепровожде­ние лучше отложить на послеэкзаменационную пору. Действительно, энергичные танцы под бодрую музыку дают немалую физическую на­грузку и приносят положительные эмоции. Однако эту нагрузку и эти эмоции современные дискотеки обеспечивают даже в избытке, что само по себе становится для организма и психики довольно сильным стрес­сом.
На фоне естественного и вполне объяснимого беспокойства поло­жительные эмоции в разумных пределах просто необходимы. Порой ро­дители, стремясь создать ребенку наилучшие условия, буквально запирают его дома, запрещают гулять, смотреть телевизор, слушать музыку, общаться с друзьями даже по телефону. В итоге, у бедного ученика соз­дается полное впечатление, что он под домашним арестом. А естест­венное состояние арестанта - уныние и тоска.
Родителям нелишне было бы вспомнить свои школьные годы и собственное состояние перед экзаменом. Тогда, может быть, они попытались бы защитить ребенка эмоционально. А это очень просто: не нужно накалять обстановку, провоцировать конфликты и нервничать по всякому поводу. Куда лучше просто вместе пойти погулять и поговорить о жизни: после этого легче становится на душе и старшим, и младшим.
Телевизор тоже может неожиданно оказаться помощником. Конечно, фильм ужасов и скулодробительный боевик энтузиазма перед экзаменом не прибавят. Зато забавная комедия или эксцентричное шоу могу оказаться чудодейственными. И это не преувеличение. В одном эксперименте психологи просили испытуемых решить довольно сложную головоломку. Почти все, кому предварительно показали комедийный фильм, справились с задачей. Несмотревшие фильма или смотревшие фильм невеселый, в большинстве своем, с задачей не справились. Так что, если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться, это только к лучшему.

О ПОЛЬЗЕ ШПАРГАЛОК
Ученику обычно кажется, что количество материала для повторения (а то и изучения) так велико, что справиться невозможно. Инстинктивно он отодвигает день расплаты, и накануне экзамена оказывается перед горой неусвоенной информации. Как же правильно построить работу?
Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: за первые два дня охватить большую часть, за третий – остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал же­лательно ежедневно, так как 20-30% прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше по­святить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.
При этом нельзя забывать про коварные психологические ловушки.

А) Первая - это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик порой чув­ствует, что где-то когда-то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следую­щему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который ка­жется знакомым, нелишне повторить!
Б) Еще одна ловушка - эффект края. Психологи, начиная с Германа Эббингауза, указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец.

Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.
Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать, для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное - репетиция ответа перед зеркалом. А то­му, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки. Да, текст коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза шпаргалки рас­пространяется до порога класса. За этим порогом начинается его вред: в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты...

НЕ ДУМАТЬ О ПРОВАЛЕ

Экзамен - волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь уже продик­тована, прежде всего, необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить. Если ученик все время перед экзаменом провалялся на диване - пускай и с учебником в руках, - контраст со строгим экзаме­национным классом будет слишком силен.
Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реаль­ной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ - стоя «у доски», может быть даже в том костюме, в котором отправишься на эк­замен.
О костюме тоже надо позаботиться. Если у учителя при виде какого-то наряда возникает сомнение: на экзамен собрался ученик или на танцы, то это сомнение легко распространяется и на качество ответа. Са­мовыражение во внешности лучше отложить до выпускного бала.
Кто-то мудро заметил: «Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились». Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменаторов однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боит­ся...
Идя на экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении ус­пеха, а не думать о возможном провале. Так воин, накануне штурма, не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.

Вы можете научиться с оптимизмом подходить к достижению своих целей.
Неуверенные в себе люди склонны желать немедленного дости­жения своих высоких целей.
Тем самым заранее запрограммирован неуспех: чем выше требова­ния, предъявляемые к себе, тем больше и риск не удовлетворить эти требования. Это не остается без последствий для представления, воз­никающего у человека о самом себе. Если неуспех повторяется вследствие завышенных требований, то быстро укрепляется и плохая самооценка: «Этого я все равно не сделаю», «Я тут все равно ничего не добьюсь», или «Я - чистый нуль». Если такой негативный имидж прочно закрепится, то даже и успехи обычно мало что изменят в этом представлении о самом себе. Тогда их можно будет легко отнести к случайности! «И слепая курица может найти зерно». Или же успех будет приписан чрезмерному напряжению сил: «При таких затратах сил любой мог бы сделать это». Или решенная задача попросту оценивается занижено: «Да это же может сделать каждый». То, как люди думают о своих способностях, сильно сказывается на самих способностях не только в отрицательном, но и в положительном смысле. Оптимисты не придают своим поражениям первостепенного значения, считая, что положение должно измениться, и верят, что в следующий раз обязательно достигнут успеха. И у них накапливается положительный опыт, так что они могут оценивать перспективу своего успеха. Пока они готовы пробовать что-либо новое, их неудачи не имеют для них решающего значения не! зависимо от того, сколько их было. А пессимисты видят вину в неуспеха в самих себе.

ОТ ФОРМУЛ НЕУСПЕХА К ФРМУЛАМ УСПЕХА

Упомянутые «формулы неуспеха» могут быть преобразованы в положительные требования. Прочтите фразы в левой колонке вслух, выделите интонацией каждое отрицательное высказывание так, как будто вы сами твердо верите в то, что говорите. Затем представьте себе свое настроение в данный момент. Чтобы поднять его, поступите так же с правой ко­лонкой. Произнесите положительные формулировки вслух и с убеди­тельной интонацией


Формулы неуспеха     

Формулы успеха

«На это у меня нет таланта»

«Это я возьму в свои руки»

«Этого я не могу сделать»

«Я попытаюсь сделать это»

«У меня сегодня плохой день»

«Я использую этот день»

«Почему я должен пытаться сде­лать это, все равно ничего не полу­чится»

«Я готов попробовать это. Я поднапрягусь»

«Я еще никогда не мог сосредоточиться»

«Я могу сосредоточиться, когда хочу этого, а теперь я именно это хочу»

«Мне просто не везет»

«Каждый человек – кузнец своего счастья»

Не сдаваться! Уяснив предложенные правила достижения успеха, повысив стимул лично для себя, вы добьетесь своих целей легче и быстрее.

ТРИ ПРАВИЛА ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

1.Ставьте себе реалистичные цели. Вы сможете достичь с большей вероятностью и достаточно высокую цель, если сначала поставите перед собой более легко реализуемые промежуточные цели.
2.Сопоставьте свою работоспособность: теперь и прежде. При этом вы узнаете, чего уже удалось достичь. Если сравнивать себя только с недостижимыми образцами («топ-моделями»), то вы заранее запрограммируете свои чувства на поражение.
3.Серьезно воспринимайте свои успехи. Гордость собственными достижениями обеспечит душевный подъем и позволит уверенно смотри вперед.
Источник: Школьный психолог. Еженедельная газета: - Издательский дом «Первое сентября», 1992.

На главную страницу

 

И. о. директора школы
Ермикова Надежда Михайловна


ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОКУМЕНТЫ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

РУКОВОДСТВО. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ (НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ) СОСТАВ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СТИПЕНДИИ И ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВАКАНТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРИЕМА (ПЕРЕВОДА)

учредительные документы

премия
М. А. Титовой

прием в школу

история школы

архив новостей

фоторепортажи

профилактика
детского
дорожно-транспортного травматизма

СМИ о нас

Сообщество учащихся

школьная республика

младшие школьники

школа дошколят "Родничок"

научное общество "Поиск"

наши достижения

Сообщество учителей

методические объединения

временные творческие группы

социально-психологическая служба

методическая копилка

Сообщество родителей

формы работы с родителями

Психолог

подготовка ребенка к школе

подготовка к экзаменам

лекторий

Интернет-ресурсы

публикации наших учителей

рекомендуем посетить

 

Обратная связь

обратная связь
 
 
 
 
 
 

 

 

© 2007-2017 Все права защищены. При копировании обязательна ссылка на сайт.