Основные сведения о школе |
Положение
о социально-психологической службе МБОУ «СОШ №33 им. М. А. Титовой»
г. Брянска
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением МОУ «СОШ №33» г. Брянска
1.2. СПС в своей работе руководствуется:
- конституцией РФ;
- конвенцией ООН о правах ребенка;
- нормативными документами МО РФ
- нормативно-методической и правовой базой учебно-воспитательного процесса;
- решениями органов управления образования;
- настоящим положением;
- программой социально-психологического и логопедического сопровождения участников образовательного процесса.
1.3. Деятельность СПС школы направлена на учащихся, педагогический состав, администрацию их социально-психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья;
1.4. Сотрудники СПС (психолог, социальный педагог, воспитатель группы продлённого дня) осуществляют свою деятельность в тесном контакте с учреждениями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПС
2.1. Основной целью социально-психологической службы школы является обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья учащихся; их социализация и социальная адаптация; выявление проблем.
2.2. Задачи СПС:
- Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
- Сопровождение развития индивидуальных особенностей детей: интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, жизненных планов;
- Содействие созданию благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой стороны – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуации успеха в деятельности, которая наиболее значима для ребенка в текущий момент социальной ситуации;
- Оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки детям и их родителям, педагогам и администрации школы;
- Создание условий для своевременной коррекции в сопровождении индивидуального развития учащихся с проблемами поведения, обучаемости, социально-педагогической запущенностью;
- Социально-психологическое просвещение для всех субъектов образовательного пространства школы.
3. ФУНКЦИИ
3.1. СПС координирует работу психолога и социального педагога.
3.2. Разрабатывает методики, помогающие педагогам осуществлять собственную практику в работе с учащимися.
3.3. Содействует созданию благоприятных социальных ситуаций развития обучающихся, психологических условий для формирования здорового образа жизни детей и подростков.
3.4. Осуществляет непрерывное повышение профессиональной квалификации сотрудников.
3.5. Осуществляет деловое партнерство с другими образовательными учреждениями города.
3.6. Участвует в деятельности экспертной группы по аттестации психолога и социального педагога школы.
4. Основные направления работы СПС
4.1. Диагностическое направление
В данном направлении социально-психологическая служба ориентируется на:
- углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе
- выявление индивидуальных особенностей, в воспитании и обучении.
Диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной форме.
Специалисты СПС осуществляют:
- проведение диагностического обследование с целью определения хода их психологического и соматического развития в соответствии возрастным нормам;
- изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
- проведение социально-психологической диагностики общения детей со взрослыми сверстниками, выявление психологических причин нарушений общения.
4.2. Профилактическое направление
- Задачи данного направления заключаются в формировании у педагогов и детей потребности знаний в области психологии, социологии, дефектологии, педагогики и желания использовать данные знания в работе с ребенком или в интересах собственного развития. Создавать условия для полноценного психологического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
- Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности подростка.
4.3. Коррекционно-развивающее направление
- Данное направление предполагает активное воздействие всех специалистов СПС на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Задачи СПС - обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормативам, помочь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, а также в развитии их способностей, и склонностей.
- Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей. Планы и программы развивающей и коррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
4.4. Консультативное и просветительское направление
Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами СПС со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и администрацией школы. При этом специалисты СПС осуществляют:
- проведение индивидуального и группового консультирования учащихся по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам;
- обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
- оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
- проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;
- проведение психолого-педагогического консилиума, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;
- консультирование администрации школы по проблемам обучения детей, организации школьной жизни, планирования учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических и возрастных особенностей детей;
- социально-посредническую работа в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и т.д.
- консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
Положение рассмотрено и утверждено на заседании Педагогического Совета школы
Протокол №3 от 15 сентября 2009 года
Директор школы Н.П. Михайлова
Этапы внедрения программы по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильного и профильного обучения
Этапы |
Время осуществления |
Диагностический |
2008-2009 уч. год |
Подготовительный |
2009-2010 уч. год |
Практический |
2010-2011 уч. год |
Оценочный |
2011-2012 уч. год |
|